Музей - научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры- первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества
Большой энциклопедический словарь
В современное время в дошкольном образовании идет интенсивное обновление педагогического процесса, переосмысление самой сущности образования и его познания. Гуманистическая психология и педагогика понимает воспитание как создание условий для развития ребенка и его максимальной самореализации. Воспитание призвано помогать ребенку, устанавливать, собственные отношения, контакты с обществом, историей, культурой человечества, в котором он станет субъектом собственного развития. «Воспитывать – это значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей», включающих отношение к природе, рукотворному миру, явлений общественной жизни, к самому себе.
Неоценимую помощь в нравственно-патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка, т.к. музей располагает тем, что выше всей конкуренции, - истинными ценностями.
Для формирования ценностных ориентаций личности особое значение имеет музей, как хранитель духовного опыта человечества. В музее взаимосвязаны внешний мир, отраженный в памятниках истории и культуры мир событий и внутренний личностный мир человека. Здесь человек постигает смысл культуры, ее ценности.
Мини -музей способствует решению следующих задач:
-
Реализация направления «Музейная педагогика».
-
Обогащение предметно – развивающей среды в группе
-
Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
-
Формирование у дошкольников представлений о музее.
-
Расширение кругозора дошкольников.
-
Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
-
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
-
Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
-
Развитие творческого и логического мышления, воображения.
-
Формирование активной жизненной позиции.
Что такое мини-музей в детском саду?
Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, коридора.
Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.
В-третьих, мини-музей не отвечает строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.
Важная особенность мини – музея — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждая выставка мини-музея — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
Таким образом, музейная педагогика направлена на активное освоение детьми культурного богатства своего народа, благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно соприкоснуться с этим богатством, у дошкольников формируются эмоционально окрашенные чувства сопричастности к наследию прошлого. Среда музея рассматривается нами как «встреча» образов истории, культуры, взрослых людей – носителей ценностей и смыслов настоящего и ребенка – носителя ценностей и смыслов будущего, корни которого находятся в истории и культуре прошлого. А также в процессе реализации музейной педагогики родители стали посещать музей с детьми, интересоваться его выставками, активно помогают в организации выставок в группе. А мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей среды.
В декабре 2016 года в ДОО завершился конкурс мини-музеев. Музейная педагогика имеет огромное значение в воспитании детей дошкольного возраста. В конкурсе приняли участие воспитатели всех возрастных групп, каждая группа создала свой мини-музей. Тематика музеев разнообразна, каждый музей создавался согласно возрастным особенностям воспитанников посещающих ту или иную группу. В дальнейшем музеи будут развиваться, пополняться экспонатами, будет усложняться дидактический и теоретический материал в соответствии с взрослением ребят. На суд жюри были представлены следующие музеи: музей часов "Тик-так" (подготовительная к школе группа); музей "Чудо-дерево", посвященный дереву и всему что из него изготовляют (старшая группа "Гномики"); музей "Подводное царство" (средняя группа "Винни-Пух"); музей "Курочка-Ряба" (первая младшая группа "Капитошка")