Структура дошкольного образовательного учреждения и система его управления
Учитывая, что дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, а само образовательное учреждение может рассматриваться как социально-педагогическая система, следовательно, оно должно отвечать определенным свойствам: целенаправленность, целостность, управляемость, взаимосвязь и взаимодействие компонентов, открытость, связь со средой.
Механизм управления современным дошкольным учреждением изменяет характер выполнения управленческих функций, порождает принципиально новые формы взаимодействия учреждения и всех участников педагогического процесса. Структура этих отношений в нашем дошкольном учреждении такова: детский сад – внешняя среда, администрация – общественность, руководитель – подчиненный, педагог – педагог, педагог – родители, педагог – дети, ребенок – ребенок. Основу модели составляют четыре взаимосвязанных уровня всех участников педагогического процесса: членов совета ДОУ, заведующего, старшего воспитателя, педагогов, родителей детей, посещающих ДОУ.
Каждый из уровней управления обязательно входит в зону влияния субъектов управления, как по горизонтали, так и по вертикали. Структура нашего управления строится на принципе единоначалия, т.е. согласно которому каждый подчиненный принимает полномочия только от одного начальника и является ответственным перед ним.
В ДОУ высший уровень управления обеспечивает заведующий, наделенный административными полномочиями. Заведующий наделяет руководителей служб линейными полномочиями, т.е. теми, которые передаются от начальника непосредственно подчиненному и далее другим подчиненным. Четкое вертикальное и горизонтальное распределение труда на каждом уровне находит отражение в должностных инструкциях конкретных работников. Каждый линейный руководитель имеет в своем подчинении определенные категории сотрудников.
Структура управления была бы не полной, если бы мы не включили в нее родителей, так как они являются первыми педагогами, и детей, так как они – основа управленческой пирамиды.
Созданная структура управления не является чем-то неподвижным, она меняется в связи с развитием дошкольного образовательного учреждения и может предопределять изменения в этом развитии
Распределение административных обязанностей в аппарате управления образовательным учреждением (таблица 1), деятельность структурных подразделений в ДОУ (таблица 2).
Основная идея управления по результатам заключается в осознании того, что ни одна организация сама по себе не представляет никакой ценности, но вместе с тем она представляет упорядоченную форму, объединяющую индивидов или группы, для достижения определенных результатов. Результативное мышление на более высоком уровне предполагает, что руководитель и подчиненный определяют результат, а затем исполнитель сам выбирает способы его достижения, т.е. время, технологии и другие ресурсы. Результат есть реализованная цель. Управления по результатам предполагает определение ключевых результатов. Мы их выделяем, исходя из осознания общечеловеческих и национальных ценностей.
Среди них:
1. Здоровье и здоровый образ жизни.
2. Воспитанность на основе общечеловеческих и национальных ценностей.
3. Образованность в соответствии с личностными возможностями и способностями.
4. Готовность к продолжению образования и труду.
5. Готовность к жизни в семье и обществе в новых социокультурных условиях.
6. Адаптивность образовательной среды для удовлетворения образовательных потребностей личности.
Управление выделенными ключевыми результатами будет определяться главными факторами и условиями (схема 2).
Таблица 1
Распределение административных обязанностей в аппарате управления образовательным учреждением
Заведующий ДОУ
Е.Е. Березянская |
Старший воспитатель
Федорова М.С. |
Зам зав по АХЧ
Толмачева А.А. |
Инструктор по гигиеническому воспитанию
Быстрай Л.Ю. |
-
|
-
|
-
|
-
|
1. Руководство учреждением в соответствии с Уставом:
· определение стратегии, целей и задач учреждения;
· определение структуры управления;
· решение финансово-хозяйственных вопросов;
· координация работы структурных подразделений и контроль за ней;
· прием на работу, расстановка кадров;
· поощрение творческой инициативы работников;
· формирование контингента воспитанников, сотрудничество с их семьями;
· представление учреждения в государственных и иных органах и учреждениях;
· утверждение локальных актов учреждения;
· обеспечение условий безопасности на рабочем месте;
· обеспечение трансляции опыта работы учреждения.
2. Подотчетность Учредителю
|
1 . Координация работы
воспитателей по выполнению годового плана с соблюдением
учебной нагрузки и прав
детей.
2. Контроль за выполнение воспитателями должностных инструкций и графиков работы. Ответственность за это.
3. Оказание методической помощи педагогам и родителям.
4. Выявление, обобщение и внедрение передового опыта.
5. Контроль за сохранностью игрового оборудования.
6. Контроль за качеством воспитательно-образовательного процесса и ранним выявлением проблемных вопросов.
7. Контроль за выполнением режима групп и инструкции по охране жизни и здоровья детей.
8. Организация и координация работы с семьями воспитанников, со школой |
1 . Руководство хозяйственной деятельностью и ответственность
за материальные ценности.
2. Контроль за надлежащим и безопасным для здоровья
состоянием здания, территории, технологического, энергетического и противопожарного оборудования.
Ответственность за это.
3. Контроль за выполнением должностных обязанностей и рабочих графиков младшего и технического персонала.
Ответственность за это.
4. Ответственность за своевременное оформление отчетной документации по инвентарному учету и списанию материальных и денежных ценностей.
5. Подотчетность руководителю и главному бухгалтеру |
1 . Контроль за выполнением
всеми работниками СанПиНов 2.4.1.1249-13. Ответственность за это.
2. Контроль за качеством и
организацией питания в соответствии с меню. Ответственность за это.
3. Ответственность за организацию своевременного медицинского осмотра детей и профосмотра сотрудников учреждения.
4. Контроль за наличием и содержимым аптечек всех помещений. Ответственность за это.
5. Ответственность за ведение и оформление всей отчетной и медицинской документации.
6. Контроль за всей оздоровительной работой и закаливающими мероприятиями. Их координация.
7. Контроль за выполнением
режима работы каждой возрастной группы.
8. Организация и осуществление вакцинации детей и сотрудников.
9. Подотчетность руководителю
|
Управление конечными результатами работы
Схема 2
Уровень здоровья, физического и психического развития ребенка |
Уровень нравственного, духовного и морального воспитания личности |
Уровень интеллектуального развития |
Уровень готовности к обучению в школе |
Уровень адаптивности образовательной среды |
|
|
|
|
|
Главные факторы, влияющие на качество конечных результатов |
Уровни успешного достижения конечных результатов |
|
|
|
|
|
Качество медицинского обслуживания, питания, комфортности среды и физкультурно-оздоровительной работы |
Система физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания, комфортной предметно-развивающей и психологической среды |
Качество нравственного духовного и морального воспитания в процессе социализации личности |
Система нравственного воспитания и социального развития ребенка |
Качество воспитания, образования дошкольников и организация разнообразной детской деятельности |
Система воспитания и обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка (цели, содержание, формы и методы) |
Качество готовности дошкольников к обучению в школе |
Система методической работы с кадрами и создание модели ВОП в соответствии с современными требованиями науки |
Качество научно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса и работы с кадрами |
Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению в школе |
Качество взаимодействия с семьей, знания психологии быта семьи, традиций |
Система взаимодействия, партнерского сотрудничества с семьей и всеми
институтами общества |
Качество изучения спроса на образовательные услуги |
Система образовательных услуг с учетом потребностей и спроса |
|
|
УПРАВЛЕНИЕ |
Деятельность структурных подразделений в ДОУ
Структурное подразделение ДОУ |
Цели и задачи, содержание деятельности |
Члены структурного подразделения |
Взаимосвязь с другими структурными подразделениями |
Педагогический совет (ПС)
г.Челябинск, ул.Котина, 50тел.8(351)772-86-29 |
Выполнение нормативных документов по дошкольному воспитанию. Утверждение годового плана работы и программного развития ДОУ. Повышение уровня воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. Внедрение в практику работы ДОУ достижений педагогической науки. Повышение педагогического мастерства педагогов, развитие их творческой активности и взаимосвязи |
председатель Заведующий ДОУ - Е.Е.Березянская,
старший воспитатель, специалисты, воспитатели, родители
|
Аттестационная комиссия |
Методическая служба (МС) г.Челябинск, ул.Котина, 50, тел.8(351)772-86-29 |
Оказание помощи педагогам всех категорий дошкольного учреждения. Осуществление контроля за воспитательно-образовательной работой.
Организация и проведение педсоветов.
Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта. Создание условий для осуществления воспитательно-образовательного процесса. Обеспечение взаимодействия детского сада и семьи, школы и других организаций. |
Руководитель - старший воспитатель Федорова М. С. |
педагогический совет |
Общее собрание трудового коллектива (ОС) г.Челябинск, ул.Котина, 50, тел.8(351)772-86-29 |
Осуществление общего руководства ДОУ. Содействие расширению коллегиальных, демократических форм управления и воплощения в жизнь государственно-общественных принципов. Утверждение нормативно-правовых документов ДОУ |
Все работники ДОУ
председатель Заведующий ДОУ - Е.Е.Березянская |
Профсоюзный комитет |
Родительский комитет (РК) г.Челябинск, ул.Котина, 50, тел.8(351)772-86-29 |
Обеспечение постоянной взаимосвязи детского сада с родителями. Осуществление помощи ДОУ в его работе и организация выполнения всеми родителями законных требований |
2-3 родителя от группы |
педагогический совет |
Профсоюзный комитет (ПК) г.Челябинск, ул.Котина, 50, тел.8(351)772-86-29 |
Представление защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов профсоюза. Разработка и сование нормативно-правовых
документов ДОУ имеющих отношение к выполнению трудового законодательства. Контроль за их соблюдением и выполнением |
Председатель профкома - В. А. Ведерникова
Члены профкома |
Общее собрание трудового коллектива, комиссия по трудовым спорам |
|
|
|
|
Комиссия по охране труда г.Челябинск, ул.Котина, 50тел.8(351)772-86-29
|
Разработка программы совместных действий работодателя, профсоюзного органа по улучшению условий охраны труда; контроль за соблюдением нормативных актов; организация профилактической работы по улучшению условий труда |
Председатель - Е.Е.Березянскя
Представители
профкома и трудового коллектива |
Административный совет, профсоюзный комитет |
Сайт: http://www.mdouovds76.caduk.ru